- Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться
- Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1
- Виталий Петров, главный редактор нашего журнала, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC и Blancpain GT:
- Константин Терещенко, гонщик серии ELMS
- «Хочу в ралли!»: как попадают в автоспорт
- Стать или родиться?
- Знакомьтесь
- Так что же делать?
- Читайте также:
- Как стать автогонщиком? Вечный вопрос! (Часть 1)
Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться
Почему картинг?
Не зря подавляющее большинство пилотов, независимо от классов гонок, в которых они выступают (с открытыми или закрытыми колесами), начинали с картинга. Многие, между прочим, продолжают тренироваться на «картах», дабы поддерживать себя в форме.
Картинг учит чувствовать автомобиль, понимать физику управления заднеприводной машиной и прививает базовые навыки, которые потом непременно пригодятся во всех дисциплинах автоспорта. Впрочем, даже если вы не собираетесь становиться пилотом, то по тем же причинам картинг будет полезен и для управления обычным автомобилем по дорогам общего пользования.
Как учиться?
Здесь стоит отметить важный момент. Неважно, сколько раз вы сами по себе приезжали с друзьями в картинг клуб. По-настоящему научиться можно только с опытным тренером. Самостоятельный прогресс, конечно, никто не отменяет. Ведь в силу физических особенностей, каждый человек будет по-разному прогрессировать.
Хороший тренер сможет обратить внимание на ошибки, объяснит, как использовать скручивание рамы карта в поворотах, обучит азам выбора траектории, поможет получить правильные рефлексы. К примеру, едва ли неопытный водитель знает, что рулем лишь задается направление движения, а управляется (доворачивает) карт педалями. Или, что ему кажется серией левых поворотов на самом деле один маневр, который проходиться с одним движением рулем и его дальнейшим плавным распрямлением.
Важно не заучивать одну трассу, а разбираться в нюансах траектории. Ведь даже в одном небольшом картинг-клубе может быть несколько конфигураций трека. Накат поможет понимать машину и различать быстрый карт от “уставшего”. Да, даже в хороших картинг-клубах техника может отличаться в силу износа.
Где гонять?
А что насчет соревнований?
Жеребьевка перед гонкой
Что нужно для тренировок и гонок?
С какого возраста можно заниматься картингом?
В целом, все картинг-клубы пишут, что готовы набирать в школы детей от 5 лет. Но врачи и опытные пилоты советуют подождать до 7 лет, чтобы дать детскому позвоночнику окрепнуть. Не забывайте, что в карте нет подвески, поэтому каждая трещинка на трассе отчетливо транслируется в позвоночник через «пятую точку».
Впрочем, взрослым также расслабляться не стоит. Готовьтесь к тому, что первое время тело будет болеть. Картинг задействует многие из мышц, которые мы не используем в обычной жизни.
Что дальше?
Дальше все зависит от желания и финансовых возможностей. Не будем вам вешать лапшу на уши, что добившись высоких результатов в картинге, вас с распростертыми объятиями будут ждать в командах других гоночных серий. Порой даже спортсменам из Российской Серии Кольцевых Гонок после удачного сезона приходится искать спонсоров на следующий год.
Источник
Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1
От картинга до «королевских гонок». Как строится карьера гонщика в «Формуле» и почему стать гонщиком «Формулы-1» может не каждый? Кратко о пути становления пилота и обо всех видах гоночных серий с открытыми колесами за 5 минут. Засекли? Поехали!
Перейдем сразу к делу.
Все мы когда-то слышали, что профессиональные гонщики начинают свою карьеру с картинга, однако, это далеко не всегда так. Не существуют идеального рецепта в становлении пилота.
Как и любой другой, гонщик должен пройти долгий путь от теоретических занятий и наработки практики до своего первого трофея.
Виталий Петров, главный редактор нашего журнала, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC и Blancpain GT:
«Бывали такие случаи, когда гонщик, например, занимался мотокроссом, потом пересаживался в картинг и у него получалось ездить гораздо лучше. Были и абсолютно обратные случаи, например, когда подросток катался в картинге и чувствовал, что у него не очень хорошо получается, и пробовал переходить в раллийную серию, и там у него были отличные результаты. В России, кстати, с ралли, я думаю, проще, потому что подготовленных под этот вид автоспорта трасс больше, нежели под картинг. Не стоит также забывать о всестороннем развитии ребенка. Картингом можно заниматься с 5-6 лет, но помимо него необходимо позаботиться и о других спортивных интересах ребенка. Например, футбол или теннис, неважно большой или маленький, в любом случае, это сильно в будущем поможет ему в автогонках».
После выступления в этапах для новичков и любителей юный гонщик может подняться выше, в профессиональный картинг, но при условии, что будет показывать отличные результаты в любительских гонках.
Всего есть 4 класса картинга в Российской Федерации. Все они контролируются Российской Автоспортивной Федерацией.
Самая младшая лига — «Пионер». Участие в ней принимают гонщики от 8 до 12 лет. Затем идет «Кадет»: возраст участников от 10 до 15 лет. Третьей ступенью в профессиональном картинге становится выступление в классе «Национальный-Юниор». В отличие от двух предыдущих, здесь увеличен объем двигателя болида с 50 до 125 кубически сантиметров. Минимальный возраст участника — 13 лет. Вершиной российской картинговой лиги является класс «Национальный». Возраст гонщиков: от 16 лет.
Параллельно с выступлением в России, подросток может начать свой путь гонщика и в Европе, где существует бесчисленное множество чемпионатов по картингу. Самый главный среди них — Чемпионат Европы. Гонщик, чье имя закрепляется на высших строчках турнирной таблицы, с большой вероятностью сможет перейти дальше: в формульную или кузовную серию автоспортивных соревнований.
С чего начинается «Формула»?
Стать чемпионом «Формулы-1» — мечта любого подростка, начинающего свой автоспортивный путь. Но, к сожалению, одного таланта для главного чемпионского титула мира мало. Нужно еще, как минимум, везение и большое количество финансовых средств.
Кроме «Формулы-1» существует еще много других классов соревнований на автомобилях с открытыми колесами. Самая младшая серия — «Формула-Рено 1.6». Названа в честь двигателя Renault объемом 1,6 литра, используемого в этом классе. Стоит отметить, что не существует международного чемпионата в этой серии, все соревнования проходит в рамках одной страны, например, Германии или Бельгии.
Немногим выше находится «Формула-4». Как и в «Формуле-Рено 1.6» участие в соревнованиях принимают юные пилоты, начиная с 14 лет. Отличие этих двух серий заключается в небольшом расхождении показателей в техническом регламенте болида.
Константин Терещенко, гонщик серии ELMS
«В этом виде спорта важным аспектом является практика. Надо максимально использовать такую возможность, стараясь с каждым кругом быть быстрее».
На пути к большим призам
Совет гонщика: «Чем лучше результаты молодого пилота в младших сериях автоспорта, тем больше у него шансов «постучаться» и попасть в лучшую команду пелотона в классах постарше.» — отметил наш главный редактор Виталий Петров.
После первых формульных классов, описанных выше, следует «Формула-3». В 2017 году чемпионом этой серии стал Ландо Норрис, ныне тест-пилот и резервный гонщик McLaren в серии «Формула-1». А в 2016 году чемпионский титул был присвоен Лэнсу Строллу, напарнику Сергея Сироткина по команде Williams в чемпионате «Формулы-1» этого сезона. Сам Сергей также участвовал в «Формуле-3» в 2012 году и в личном зачете набрал 166 очков и завершил сезон на пятом месте.
Выше «Формулы-3» в классе автогонок с открытыми колесами расположился чемпионат GP3. Это одна из серий, после которой гонщик может стать боевым пилотом «Формулы-1», как это произошло с Даниилом Квятом в 2013 году. Технический регламент болидов одинаковый. Во всех авто используется один и тот же двигатель, КПП, тормоза и шасси.
Предпоследней ступенью гонщика на пути к F1 становится «Формула-2». Удачное выступление здесь гарантирует как минимум место тест-пилота в «королевских гонках». Артем Маркелов, профессиональный российский автогонщик, который показал отличные результаты в прошлом сезоне F2 и завоевал титул вице-чемпиона серии, в то время как его команда Russian Time взяла кубок конструкторов чемпионата, в 2017 году стал тест-пилотом Renault, что значит, россиянин уже одной ногой находится в F1.
Стоит также отметить, что чемпионом «Формулы-2» в 2017 году стал Шарль Леклерк. После победы гонщику было предложено место боевого пилота в составе команды Alfa Romeo Sauber F1. После непродолжительных переговоров Леклерк согласился.
Отдельным классом сейчас существует и электрическая «Формула-E». Главное отличие серии — полное отсутствие ДВС и использование электромоторов. В эту серию гонщики попадают после GP3 или «Формулы-2». Также в эту серию могут попасть и гонщики F1. Например, Себастьян Буэми, занимавший место тест-пилота Red Bull, сейчас выступает в электроформуле.
Indy Car и «Тройная корона» гонщика
Кроме европейской «Формулы» существует еще класс IndyCar — серия гонок на автомобилях с открытыми колесами в Северной Америке. Пилотами этой серии обычно становятся те, кто показал хорошие результаты в более легком классе Америки, Indy Lights, либо те, кто отлично выступил в Европе. Самый легендарный этап чемпионата — «500 миль Индианаполиса».
Во всей истории автоспорта существует только один гонщик, сумевший примерить на себе титул «Тройной короны» — Грэм Хилл. Для завоевания этого титула пилот должен победить в трех гонках: «Гран-При Монако» (F1), 24 часа Ле-Мана (WEC) и «500 миль Индианаполиса» (Indy Car). Нередко в погоне за «короной» гонщики после победы в американской серии стараются перейти в «Формулу-1», а затем и в WEC. Например, Хуан Пабло Монтойя, выигравший гонку «Инди-500» в 2000 году, на следующий сезон дебютировал в F1 и спустя 2 сезона, в 2003 году, смог одержать победу на этапе в Монако. Однако стать пилотом с «Тройной короной» Хуану так и не удалось.
Переход в «Формулу-1» из DTM
DTM (Deutsche Tourenwagen Masters) — чемпионат Германии среди кузовных автомобилей. Соревнования проводятся на машинах, внешне напоминающих обычные автомобили. Но на самом деле из внешних деталей от обычного кузовного авто на болиде остаются лишь фары. Все остальные панели кузова облегчены и крепятся на пространственную раму специальными защелками для того, чтобы в случае поломки механики смогли легко добраться к нужным агрегатам.
Для того, чтобы этот класс не стал гонкой бюджетов, руководители серии установили жесткий регламент соревнований. Он заключается в ограничении «расходных материалов», таких, как, например, резина, а также в регламентировании количества тренировок и тестов вне гонок (не более 20 дней в год). Словом, в кузовном чемпионате DTM существуют некоторые сходства с «Формулой-1».
Нередки также и переходы гонщиков из DTM в «Формулу-1». Например, Паскаль Верляйн, чемпион DTM 2015, уже в 2016 году подписал контракт с командой Manor Racing и стал боевым пилотом F1, где показал не очень хорошие результаты.
Кроме формальных чепионатов, которые мы обсудили сегодня, существует еще много других гоночных серий, которые мы обсудим в следующей части нашей новой рубрики «Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут».
За помощь в создании материала выражаем благодарность Константину Терещенко.
Источник
«Хочу в ралли!»: как попадают в автоспорт
Стать или родиться?
Многим кажется, что гонщики рождаются с рулем в руке, под звук спортивного выхлопа и сразу же, с младенчества, начинают учиться своей уникальной профессии, вне которой их впоследствии и представить-то будет сложно. Гонщик считается профессионалом своего дела, образом для подражания и целью, к которой стремились многие поколения зрителей и почитателей.
Такой подход, конечно, укрепился в годах и принес немало пользы собственно автоспорту. Но, наверное, у каждого хоть раз возникал в голове логичный вопрос: «Как же они стали такими – известными, быстрыми, «крутыми»? Каким образом, с чьей помощью достигли высот в спорте, а многие – вышли на невероятно серьезный уровень и стали настоящими «звездами»? Неужели для этого надо родиться под счастливой звездой – или есть универсальный секрет успеха, а значит. и я могу стать таким же, как они?».
Вечный вопрос «что делать» тревожил и тревожит желающих стать новым Ватаненом, Простом, Алонсо или Лёбом. Сейчас, со всеми возможностями познания мира, найти ответ гораздо проще. Казалось бы, проще.
И даже с кольцевыми гонками все более-менее понятно: надо с детства заниматься картингом, потом продолжить карьеру в младших кольцевых сериях и так далее, либо же перелопатить гору литературы, обретя много полезных знаний о траекториях и способах прохождения поворотов, потом записаться к тренеру и участвовать в тайм-аттаке и трек-днях. Все это пойдет во благо, ты добьешься результатов и при должном упорстве можешь заявить о себе достаточно ярко, чтобы дело пошло к новым вершинам.
Но решительно непонятно, как получить входной билет в ралли. Ну, да это тот самый вид спорта, где ездят на скорости 150 между елок, по обрывам и горам.
Перечитай хоть десять томов энциклопедий и мемуаров в стиле «вот, бывало, летим мы на пятой боком по лесу. » – и все равно неясно, как всему этому искусству научиться. Начинаешь «строить» или покупаешь видавшую виды спортивную машину, проводишь с ней бессонные ночи в гараже, стремишься почаще выступать на местных спринтах и пробуешь себя в более серьезных гонках. А дело как-то не идет к заоблачным высотам.
Или, может, не надо и пробовать? И взаправду можно только родиться раллистом, впитать с детства что-то особенное, ковать победу в будущих гонках, едва научившись держаться за руль? Может, простым сельским ребятам или столичным офисным работникам, тем, кто «чуть за» или юным студентам – в общем, всем, кто пожелал войти в мир ралли без пропуска, дорога гарантированно закрыта?
Знакомьтесь
Себастьен Лёб. Девятикратный чемпион мира по ралли. В негоночном прошлом – четырехкратный чемпион Эльзаса, чемпион первенства French Grand East и обладатель пятого места в чемпионате Франции по спортивной гимнастике.
В двадцатилетнем возрасте, по некоторым сведениям, Себастьен еще не помышлял об автоспорте, но уже проявил свои гоночные амбиции: юниор был неоднократно замечен в безрассудном и опасном вождении гражданского автомобиля на дорогах общего пользования.
В 1998 году, в возрасте 24 лет – невероятно поздно по меркам кольцевых автогонок – Себастьен Лёб стартовал в «начальном классе» ралли – Citroen Saxo Trophy Series. В следующем году он выиграл эту серию, после чего был замечен директором команды Citroen Sport и стартовал в гонках «Юниорского Чемпионата мира по ралли» Junior WRC.
Головокружительные успехи и стремительный рост показателей сопутствовали французскому гимнасту всю его карьеру. Сейчас Лёб известен как пилот беспрецедентного уровня: он выиграл девять чемпионских титулов World Rally Championship за рулем различных моделей команды Citroen.
Вы уже, наверное, поняли, что в начале статьи неспроста соседствовали гимнаст, сельский трудяга и инструктор по лыжам.
Если гимнаст – это ничем не отличившийся в автоспорте до достаточно зрелого возраста Лёб, то работник сельского хозяйства – не кто иной, как финская легенда Томми Мякинен. После окончания школы финский парень два года постигал глубины сельскохозяйственных наук и агрономических изысков и успел вместе с отцом поработать в сфере лесной промышленности. В возрасте 18 лет Мякинен выиграл свой первый национальный чемпионский титул по пахоте на тракторах – да-да, есть и такие соревнования в богатой на всякие гоночные причуды северной стране! Через год Томми повторил этот успех. Впрочем, неизвестно доподлинно, помогла ли «скоростная вспашка» его будущим раллийным успехам.
Томми гонял на старых машинах по льду озера недалеко от дома – традиционная сельская забава в межсезонье. В 1985 году будущий пилот Mitsubishi Motors купил свою первую подержанную раллийную машину с целью участвовать в местных соревнованиях.
Все начало получаться, поэтому уже через два года он нашел возможность выступить на своей первой гонке статуса Чемпионата мира: местном 1000 Lakes Rally.
В 1989 году Мякинен продолжил успешную экспансию в серьезные гоночные серии вроде Чемпионата Европы, и в 1990-м – неплохо для 36-летнего тракториста – своим прогрессом и постоянным ростом результатов заслужил возможность проехать пять гонок в Чемпионате мира с опытным штурманом Сеппо Харьяне на Mitsubishi Galant VR-4. Дебют в заводской команде Team Mitsubishi Ralliart пришелся на 1995 год и ознаменовался победным шествием Мякинена – четырехлетним доминированием в Чемпионате мира по ралли под знаком «трех бриллиантов».
А кто из титулованных раллистов – лыжник, причем профессиональный? Новейшая история Чемпионата мира: это Себастьен Ожье.
Француз провел детство на горных склонах в окрестностях родного города Гэп. В двадцатилетнем возрасте стал многоопытным инструктором по горным лыжам и проработал в этой должности два года. Сам Себастьен утверждает, что понимание физики скольжения на лыжах помогло ему освоиться за рулем раллийного автомобиля. Может, так оно и есть.
В 2005 году в возрасте 22 лет Ожье выиграл Rallye Jeunes – организованное Французской Автомобильной Федерацией мероприятие по поиску талантов – и получил в качестве приза возможность участия в Peugeot 206 Cup, где стал новичком года.
А дальше – восхождение по карьерной лесенке, довольно удачно выстроившейся перед Ожье после победы в Peugeot 206 Cup: «юниорский» титул в Чемпионате мира, удачные дебюты и рост результатов в различных полноприводных классах, а затем, в 2013 году, приглашение в заводскую команду Volkswagen Motorsport и первый титул чемпиона! Судя по последним результатам, останавливаться Себастьен не собирается. Ожье удачно выступает уже третий год, причем позади него не видно явных попыток составить сколь-нибудь серьезную конкуренцию: гегемония бывшего инструктора по лыжам полная и безоговорочная.
Так что же делать?
Занятно, что никто из рассмотренных нами личностей не шел по проторенной дорожке, ведущей на подиумы, с детства! Все они начали путь в автоспорт в разном возрасте, при разных обстоятельствах – и с разной скоростью пришли к очень похожим результатам. Стало быть, не имеет большого значения, кем ты был «до». Несомненно, все они очень талантливые спортсмены, но секрет кроется именно в четком плане и упорной работе, которая позволяет сделать из лыжника, тракториста и гимнаста, из человека даже не молодого возраста и любой профессии успешного раллийного пилота!
Где же найти «руководство пользователя», чтобы пойти по этим шагам и максимально эффективно использовать свое время?
Конечно, если у вас или ваших родителей есть четкий план по воспитанию раллиста высокого уровня – несомненно, тренировки пройдут тем успешнее, чем раньше они начнутся. Именно поэтому к кольцевым гонкам пилотов готовят сызмальства.
К ралли это относится не в меньшей степени. Но поскольку практически везде к участию в соревнованиях допускают только обладателей водительских прав, то в массе своей пилоты начинают раллийную подготовку позже, проходит она медленней и не так гладко, как могла бы идти в детстве, и ошибок совершается больше – «прямой» дорожки с нулевого уровня к подиуму у многих не получается.
Пилотом, чья история выступлений в гонках может служить примером целенаправленной работы на результативную раллийную карьеру с юных лет, является наш соотечественник – Николай Грязин. В свои 17 он уже успел отметиться победами на нескольких международных ралли и не собирается останавливаться на достигнутом.
Ну а начал покорение гравийных и заснеженных, лесных и горных спецучастков Николай с. кольцевых гонок. Сначала младший из братьев Грязиных недолго занимался картингом, потом под руководством опытного Бориса Шульмейстера тренировался в «кольце». Сдав экзамен Российской Автомобильной Федерации, продемонстрировав надежность и стабильность в управлении автомобилем класса Национальный, Николай допускается до участия в кубке Лада Гранта, где выступает за команду Аэроэкспресс в паре со своим тренером Борисом Шульмейстером. В 15 лет Грязин становится самым молодым победителем гонок Кубка России, на отдельных этапах одерживая вверх над более опытными и титулованными соперниками, такими как Алексей Дудукало и Дмитрий Брагин. На следующий год команда SRT, за которую выступает 16-летний Николай, становится чемпионом России, а сам пилот, лидируя до последнего этапа, в итоге занимает вторую строчку личного зачета. Параллельно гонщик набирается опыта европейских гонок в чемпионатах Renault Clio Cup, навязывая борьбу за призовые места местным чемпионам, и несколько раз поднимается на подиум в течение сезона.
И вот в ходе стремительного развития карьеры кольцевика Грязин вдруг меняет «специальность» – переходит в ралли. Возможно, взяли свое семейные традиции – отец и старший брат гонщика уже успели сделать себе громкие имена в этой дисциплине. Как бы то ни было, но опыт отточенной езды по асфальту помогает быстрому кольцевому пилоту почти сразу показать результат и в ралли. Да, в своем первом сезоне Николай допускает ошибки и пока не до конца освоил все премудрости нового вида спорта, но второе место в абсолюте за рулем моноприводной машины на Rally Masters Show, победа по итогам второго дня этапа Чемпионата Европы и победа в эстонском ралли-спринте Vorumaa говорят сами за себя.
И сколько бы ни было разговоров о таком неизмеримом понятии, как талант, но именно правильный подход к спортивной программе и рабочие методики тренировок дают реальные и объективные результаты – меньше секунд и больше километров в час.
Эта тема заслуживает отдельной развёрнутой статьи, в которой секретами тренерского мастерства и спортивного менеджмента поделится Станислав Грязин – отец Николая, чемпион России по ралли и мастер спорта международного класса России по автоспорту. Так что читайте наши следующие материалы – инструкцию по стопроцентному попаданию на подиум мы не обещаем, но вам точно будет интересно!
Читайте также:
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Источник
Как стать автогонщиком? Вечный вопрос! (Часть 1)
Наверное нет нужды объяснять зачем люди идут в автоспорт. Ну как же – рёв моторов, высокие скорости, острейшая борьба, призовые подиумы, победное шампанское, кубок из рук Президента или какой-нибудь другой известной личности, толпы болельщиков, экзотические страны, слава и почёт. Кто же не мечтает о таком? Но как туда попасть? Как стать автогонщиком? Ответ на этот вопрос каждый ищет самостоятельно, но не всегда находит. Сайт «Матадор» вам сейчас всё расскажет.
В наши дни путь из домашнего кресла в кресло гоночного автомобиля серьёзно упростился. Безусловно это не стало дешевле – автоспорт всегда был либо дорогим, либо очень дорогим или даже безумно дорогим. Других вариантов с точки зрения финансов попросту нет. Однако теперь существует хотя бы большой выбор вариантов, а вот ещё совсем недавно альтернатив у будущих гонщиков было не так и много…
Кольцевые автогонки, классическое ралли, автокросс и ралли-кросс – традиционный выбор для начинающих гонщиков. Кто-то засматривается на сравнительно новые виды автоспорта – дрифт и драг. Однако есть и самые смелые, те, кто готов бросить вызов бездорожью, настоящие любители приключений – гонщики, выбравшие ралли-рейды и трофи-рейды.
Но очевидно, что тема «хочу стать гонщиком» – предмет продолжительного разговора, который не уместится в один текст нашего сайта. Поэтому в первом материале по данной тематике расскажем о двух самых старых и авторитетных видах автомобильного спорта – кольцевых гонках и классическом ралли.
Гоночный автомобиль – аренда или покупка?
В зависимости от вашего бюджета для участия в любых видах автомобильного спорта вы можете выбрать вариант покупки гоночного автомобиля, а можете рассмотреть машины, предлагаемые в аренду.
Для начинающего свою карьеру гонщика аренда является более привлекательным вариантом. В её сумму помимо собственно аренды как правило заложены расходники, колёса, доставка машины на трассу и обратно, обслуживание во время гонки и даже ремонт после каких-либо инцидентов – а они точно будут, особенно в первое время.
Кольцо или ралли?
Так уж повелось, что в мире автомобильных гонок существует чёткое разделение на два противоборствующих лагеря – кольцевиков и раллистов. Первые “носятся” на закрытых автодромах по замкнутой асфальтированной трассе, а вторым подавай гравий, снег, спецучастки по обычным дорогам и мерный голос штурмана в наушниках.
И в том и в другом случае вам гарантированы острые ощущения, но дорога к победному подиуму будет разная.
Кольцевые гонки
Для того, чтобы повторить славный путь Михаэля Шумахера или Льюиса Хэмилтона есть достаточно много вариантов – начать свой путь в чемпионатах по кольцевым гонкам можно даже с простого прокатного картинга.
Кольцевые гонки – это такой вид автомобильных гонок, которые проводятся на специально построенных гоночных трассах – автодромах с ровным твёрдым покрытием. Название связано с тем, что в ходе соревнований участники движутся по замкнутой траектории, в отличие от того же ралли или ралли-рейдов.
При этом автомобили для кольцевых гонок специально подготовлены для движения по ровному покрытию, которое обеспечивает хорошее сцепление с трассой и высокие боковые ускорения.
Возможностей для начала – десятки. Самый простой способ – если у вас есть более-менее скоростной легковой автомобиль – попробовать свои силы в любительских соревнованиях “time-attack”. Это гонки на кольцевой трассе, но в очной борьбе с соперниками, а в сражении за лучшее время круга. Наиболее либеральный с точки зрения технических требований вид кольцевых гонок, где участники могут выступать на чём угодно – даже на неподготовленной технике без каркаса безопасности.
Если у вас нет спортивного автомобиля или вам его жаль, то можно пойти по пути чемпионов и начать с маленького карта. И пусть вас не смущает размер этого автомобильчика – он позволит вам получить первые навыки езды по “кольцу”, представления о правильных траекториях и очной борьбе с соперниками.
Следующий шаг – более серьёзные кольцевые машины любительских классов, например, “Легендс”. Преимуществом данных автомобилей является то, что за пару сотен тысяч рублей вы можете арендовать их на одну или несколько гонок и не расходуя деньги на покупку техники принять участие в гонках на настоящих гоночных трассах, построенных в России.
Если вы почувствуете вкус гонок и желание продолжить свой путь гонщика, то далее вам предстоит переход в профессиональный спорт – вас ждёт СМП РСКГ (Российская Серия Кольцевых Гонок).
Шесть классов – Туринг, Туринг-Лайт, Супер-продакшн, S1600, S1600 Юниор и Формула 4 – в которых гонщики выступают на самой различной технике.
Семь этапов на различных автодромах – Смоленское кольцо, Нижегородское кольцо, Крепость Грозная, Нижегородское кольцо, Смоленское кольцо, Казань Ринг, АДМ Москва (Мячково), Moscow Raceway и Сочи Автодром. Это уже серьёзно!
РСКГ – вершина российского “кольца”. Дальнейшее развитие гонщики-кольцевки могут получить только в международных сериях. И здесь границ практически нет – ни для спортивных успехов, ни для финансовых вложений.
Напомним – лучшие из российских кольцевых гонщиков Виталий Петров, Даниил Квят и Виталий Сироткин в итоге попали в «Формулу 1», Михаил Алёшин выступал в американском аналоге этой серии под названием IndyCar, а также россияне представляют нашу страну в кольцевом чемпионате по гонкам на выносливость WEC.
Хотите повторить их путь? Дерзайте!
Ралли
Но что делать, если вам скучно ездить по одному и тому же кругу, раз за разом шлифуя одни и те же повороты? Или вы устали от езды по асфальту и хотите вдоволь поездить по гравию или снегу в управляемом заносе? Тогда добро пожаловать в классическое ралли.
Что это такое? Ралли это комплексные соревнования по автомобильному спорту на точность соблюдения заданного графика движения по определенному дорожному маршруту, проходящему на реальных дорогах, частично перекрываемых только на время проведения ралли.
По ходу гонки участники проезжают несколько спецучастков на время, а между ними перемещаются по дорогам общего пользования с соблюдением правил дорожного движения и определённой нормы времени – карается как опоздание с прибытием в конечный пункт, так и раннее прибытие.
Специфика этого вида автоспорта в том, что в экипаже раллийного автомобиля – два человека: пилот и штурман. Причём первый едет туда и так, как ему скажет второй – в ралли используется езда не “на глаза”, а “на слух”. Необычно? Но зато интересно!
Следовательно вам сперва нужно определиться – в качестве кого вы хотите попробовать свои силы в этом виде автоспорта. В любом случае к вашим услугам сразу несколько гоночных команд, готовых предложить свои услуги – вас научат работе в экипаже, расскажут о том, какие траектории использовать при езде по различным типам покрытия, обучат хитростям поведения на раллийных спецучастках как передне- и заднеприводных машин, так и полноприводных автомобилей.
Делать свои первые шаги к вершинам мирового ралли вы можете на взятом в аренду автомобиле – такую услугу предлагают, например, в московской “Академии ралли”. Там же вам помогут с экипировкой и – если вы выберете стезю пилота – даже подберут опытного штурмана.
Занимаются обучением и действующие гонщики, а также ветераны российского и мирового автоспорта. На протяжении нескольких лет в качестве тренеров работают российские гонщики Евгений Новиков, Андрей Жигунов, Алексей Лукьянюк, Василий Грязин, Станислав Грязин, Евгений Васин, Геннадий Брославский, Илона Накутис, Антон Захаров и многие другие.
В отличие от кольцевых гонок Вам и вашему товарищу по экипажу понадобятся не только шлем, комбинезон и комплект несгораемого нижнего белья, но ещё и набор специальных штурманских тетрадей, куда вы будете записывать стенограмму, которую во время ралли штурман будет читать пилоту.
В России раллийные соревнования проводятся на разных уровнях – от ралли-спринтов и клубного ралли до чемпионата и Кубка страны. Соответственно меняется география гонок, количество и уровень участников и их техники – ну и расходы на участие!
Начинать свою раллийную карьеру можно с соревнований любого уровня – весь вопрос упирается в ваш собственный бюджет.
Так уж получилось, что ближайшие к Москве раллийные соревнования проводятся в Ростове Великом и городе Пено, что в Тверской области. А вот в Санкт-Петербурге и вокруг него они проходят едва ли не еженедельно на протяжении всего года. Но гоночные команды, которые с удовольствием помогут вам начать трудный, но интересный путь с нуля к победам, есть в крупных городах по всей стране – уж очень демократичный это вид автоспорта.
Высшей лигой российского ралли является чемпионат страны. А дальше – как и в кольце – международные серии: чемпионат мира и чемпионат Европы.
Российские гонщики достигли высот и в этих чемпионатах – Евгений Новиков завоевал несколько подиумов в мировом чемпионате, Алексей Лукьянюк стал чемпионом Европы в абсолютном зачёте, а Николай Грязин – в зачёте U28 всё того же чемпионата Европы по ралли.
Итак, автомобильные кольцевые гонки и классическое ралли мы обсудили. Вы уже определились с вашей целью в качестве гонщика или подождёте с принятием решения до следующих материалов (они будут посвящены ралли-рейдам, автокроссу и ралли-кроссу)? Ну тогда ждите следующих текстов!
Источник